Снегоход "Буран" - МАЛЕНЬКИЙ ТАНК

Статья из журнала "Автомаркет+Спорт" ╧7 21.02.03

Владислав ≈ человек идеи. Никто не убедит его в том, что его мотоцикл ╚Ява╩ может быть хуже какого-нибудь ╚японца╩. То же самое и со снегоходом. ╚Мой ╚Буран╩ ≈ это вещь, ≈ сказал он мне как-то за бутылочкой пива. ≈ А все эти модные ╚Ямахи╩ ничего в тайге не стоят. Так, для выпендрежа, перед девочками показуху устраивать╩.

Я заинтересовался. Быть такого не может, чтобы буржуи делали снегоходы, хоть в чем-то уступающие нашим! Да и согласитесь, внешний вид и ходовые качества какой-нибудь Yamaxa Viking III дадут неказистому ╚Бурану╩ сто очков вперед. По крайней мере, мне так казалось.

Снегоход "Буран"

Покупка

Рассказать о своем любимом снегоходе Владислав согласился сразу, но только по порядку, с самого момента покупки.

≈ Купил я его десять лет назад, в 1992 году. По утрам по радио гоняли объявление о том, что какая-то фирма реализует снегоходы ╚Буран╩. Я к тому времени понял, что зимой в тайге без снегохода делать нечего, и искал себе транспорт специально для охоты. Была инфляция, деньги моментально обесценивались, их нужно было срочно вкладывать. Что это была за фирма, я уже не помню ≈ в те годы фирм-однодневок было море. Приехал куда-то на Дзержинского в офис, заплатил, выписали мне какие-то документы, и получил снегоход рядом, на складе. Справку-счет мне так на него и не выписали, тетеньки в офисе глаза на меня вытаращили: ╚А мы и не знаем, что это такое!╩ Недели через две этой фирмы уже там не было, может, она сменила адрес, может, вообще перестала существовать. Все, что мне досталось ≈ это инструкция по эксплуатации с гарантийным талоном Рыбинского завода.

Грузовик у меня тогда был, погрузил я ╚Буран╩ в кузов и привез домой. Ездить на нем не умел, но, как выяснилось, особенных навыков и не нужно ≈ это не мотоцикл, не упадешь, хоть на одной подножке двумя ногами стой, хоть на другой. Чтобы его перевернуть ≈ двух мужиков надо. Масса больше 250 килограммов. Есть одна особенность вождения, которая свойственна всем снегоходам ≈ чтобы свернуть, мало повернуть руль, с повернутым рулем можно долго ехать вперед по инерции. Нужно перенести вес тела на сторону поворота. Но к этому быстро привыкаешь.

Несмотря на то что собран снегоход был в нелегкое для производителей время, когда, по-моему, абсолютно вся продукция в стране собиралась кое-как и черт знает из чего, жаловаться на качество грех ≈ за десять лет я не сделал ни одного серьезного ремонта двигателя. Двухтактный двухцилиндровый 650-кубовый движок явил собой чудо надежности. За эти годы снегоход прошел 10000 километров. А это примерно то же самое, что 30000 для мотоцикла. Дело в том, что передача у ╚Бурана╩ не прямая, а через вариатор. Пока ремень зажмется, пока снегоход тронется, пока остановится ≈ вариатор постоянно в работе. Не было ни одной серьезной поломки двигателя, ни одной поломки электрооборудования ≈ даже контакты нигде не окислились, несмотря на то что условия, в которых ╚Буран╩ эксплуатировался, нельзя назвать райскими ≈ мороз градусов под тридцать пять, налипший лед. Единственное, что приходилось менять ≈ это свечи, благо, что специальных для снегохода не нужно ≈ подходят обычные, автомобильные А17ДВ1.

Две лыжи ≈ хорошо, но одна ≈ лучше!

Что сразу понравилось ≈ у снегохода одна лыжа. Маршрут до места охоты часто проходит по обычным дорогам. Зимой на дороге глубокая колея. Я на ╚Буране╩ еду точно посередине ≈ ширина снегохода позволяет. В межколейное пространство точно входит две гусеницы и лыжа ╚Бурана╩. Если у снегохода две лыжи ≈ обязательно начнешь соскальзывать либо в правую, либо в левую колею. То есть придется откапывать снегоход, да не один десяток раз. Согласись, на холоде это ни к чему. К тому же большинство дорог в тайге заросшие ≈ как раз посередине растет молодняк. Сосенки-то тоненькие, но на ╚японце╩ не пройдешь ни за что ≈ понадобится вырубать целую взлетную площадку, чтобы между лыжами ничего не попадало. Я уже не говорю о той ситуации, когда идешь на снегоходе просто по лесу ≈ не дай бог между двумя лыжами попадет пень, скрытая под снегом валежина или сосенка ≈ конец ходовой. А на ╚Буране╩ идешь, как на танке ≈ он как бы слегка отталкивается от препятствий, к тому же может проскочить там, где другой снегоход не пройдет ≈ ему и нужно-то, чтобы между препятствиями был всего метр!

Посадка на ╚Буране╩ удобная, во всяком случае, при моем росте метр семьдесят восемь. Правда, на скорости иногда приходится немного пригибаться, чтобы ветровое стекло отсекало поток воздуха. Так и хочется, чтобы ветровик был сантиметров на пятнадцать повыше. У меня друг переделал на своем ╚Буране╩ ветровое стекло, увеличил бардачок, чтобы стекло стало повыше, однако, как мне кажется, сделал это не совсем удачно ≈ нарушилась балансировка снегохода. Чуть что, и его начинает мотать из стороны в сторону, приходится ╚ловить╩ землю ногами. ╚Ест╩ ╚Буран╩ по-разному. В бак заливать можно любой бензин, главное, чтобы октановое число было от 76 и выше. Полной заправки 28 литров по паспорту должно хватать на 110 километров. У меня он ╚ел╩ побольше ≈ бака хватало на сотню. Так было с самого начала ≈ по-видимому, что-то было с карбюратором ≈ в прошлом году я поменял жиклер, и все пришло в норму. Если как следует отрегулировать, то бака может хватать и на 120 километров.

Слабые места

≈ Скрывать не буду ≈ слабых мест у ╚Бурана╩ достаточно. Это та же лыжа. Чтобы добраться до лесу, нужно проехать и вдоль асфальтированных дорог. Лыжа сделана из тонкого металла и быстро стирается, стачиваются и разгибаются уголки жесткости, идущие по краю, из-за разогнутых уголков снегоход не может повернуть на накатанной дороге. Я установил самодельную лыжу из нержавеющей тридцать четвертой стали, и с тех пор проблем не стало.

Еще одно слабое место ≈ ходовая, особенно пружины часто ломаются. Особенно часто лопаются балансировочные пружины. Причем, не знаешь, когда это произойдет ≈ иногда, казалось бы, и нагрузка небольшая: всего-то два человека на снегоходе, но наедешь на бревно на скорости ≈ хлоп! Готово. Иногда одна лопается, иногда сразу две. До места без них доехать можно, ну а там уже приходится ремонтировать. А это целое дело. Когда наши ребята, охотники, рассказывают, что по Северам очень много брошенных ╚Буранов╩ стоит, я верю ≈ холодной полярной ночью его легче бросить и пойти пешком, чем отремонтировать. Во-первых, у него большая масса, перевернуть на бок его можно лишь вдвоем, одному делать нечего. Во-вторых, хочу сказать огромное ╚спасибо╩ проектировщикам снегохода ≈ по-моему, они сделали все возможное, чтобы ремонтировать снегоход было как можно сложнее ≈ подлезть и поменять те же балансировочные пружины практически невозможно, везде узкие места, ни отвернуть гайки ключом, ни прикрутить. При этом нужно, чтобы кто-то светил.

Еще одно слабое место ≈ ремень вариатора. Он очень быстро изнашивается, а без него никуда не уедешь. Причем часто попадаются некачественные ремни. Их выпускают все, кому не лень. Желательно приобретать ремни питерского завода ╚Красный треугольник╩ ≈ они резко отличаются качеством от кооперативных. На том ремне, что сейчас стоит на ╚Буране╩ я отъездил уже три сезона, причем ремень не жалел ≈ и сани тяжелые цеплял, и с пробуксовкой с места съезжал, так что резина горела ≈ держится. Но это мне повезло ≈ купил у какого-то дедка запчасти 1978 года выпуска!

Что еще? Ломал ветровое стекло. Теперь новые снегоходы выпускают с гибким стеклом ≈ оно ╚играет╩ и не ломается. Самое слабое место кузова ≈ защитный поддон спереди, который должен скользить по снегу. Он сделан из тонкой многослойной стеклоткани, которую ничего не стоит пробить. Обычно это происходит в первый же сезон. Все друзья поддон переделали ≈ поставили металлические. Это, конечно, прибавило снегоходу веса, но что такое дополнительные четыре килограмма по сравнению с надежностью? К тому же увеличение массы только на пользу ╚Бурану╩ ≈ дело в том, что на скорости его передняя часть слегка приподнимается, и управлять им довольно сложно. Так что лишняя масса на носу лишней не стала.

Еще одно слабое место ≈ глушитель. Выхлоп выходит в подгусеничное пространство, в снег. На глушитель постоянно намерзает лед, начинает тереть о гусеницу, она изнашивается. К тому же выхлопная система настолько не продумана, что практически не глушит звук работающего двигателя ≈ водитель быстро устает от шума, невозможно услышать того, кто едет рядом. Плюс добавляется шум от гусениц. Они находятся как бы в коробе, и шум от них резонирует. Если едешь в колонне, то невольно завидуешь тому, кто едет первым ≈ остальным достается весь дым, грохот и визг. Друзья пытались совершенствовать выпускную систему, но ничего их этого не вышло.

Зато никаких нареканий к гусеницам нет ≈ специальная резина с пластмассовыми штифтами очень надежна. Я менял ее всего один раз ≈ примерно на седьмой тысяче километров налетел на какой-то пень, и гусеница надорвалась. Пришлось поставить заплатку ≈ резину на болтах. Прожег отверстия, заплату сделал из куска пожарного шланга. Сезон доездить хватило.

А за это ≈ хвалю!

За что снегоход можно похвалить ≈ за ходовые качества. По целине не напрягаясь он идет двадцать пять-тридцать километров в час. Обычно он везет двоих плюс груз. Бывали, конечно, и экстремальные случаи ≈ когда приходилось ехать на нем вчетвером плюс канистра с бензином и собака. Шучу. Собаке, конечно, пришлось бежать рядом. Иногда к снегоходу можно прицепить сани. Сейчас приобрести сани не проблема, но десять лет назад найти их было невозможно, поэтому пришлось сделать самому ≈ сварили из стали на ближайшем заводе. Мне из всех друзей достались самые тяжелые ≈ они весят почти сорок килограммов. В санях снегоход спокойно везет трех человек или бочку с бензином и двух человек.

Мы прозвали ╚Буран╩ ╚маленьким танком╩. Одного водителя он легко везет по любому снегу. Даже по целине взбирается на крутые подъемы. По своему замерзшему следу идет еще лучше ≈ спокойно одолевает подъемы в сорок пять градусов ≈ 640 кубов и 28 лошадок дают о себе знать. Знакомые дельтапланеристы как-то брали двигатель на испытания ≈ сказали, что он выдает гораздо больше 28 лошадей. На любом подъеме двигатель не глохнет, такого риска попросту не существует ≈ будет реветь, орать, снегоход закопается в снег, но не остановится.

╚Буран╩ ≈ очень неприхотливая машина ≈ при необходимости можно лить любое масло, ╚съест╩ все и спасибо скажет. Охлаждение у него принудительное, поэтому никогда не перегревается. На фару тоже не жалуюсь. При желании можно установить и ╚галогенку╩ ≈ высоковольтный трансформатор справится.

Все мои друзья, а в компании нашей пять снегоходов, сошлись на мнении, что ╚Буран╩ ≈ это неказистая, но надежная рабочая лошадка. Для охотника ≈ лучше не придумаешь. А ╚японцы╩ ≈ для баловства.

≈ Приходилось оставлять снегоход в тайге?
≈ Бывали случи, но ненадолго. Такого, чтобы бросали на неделю или на месяц, не было. Да и выручаем друг друга ≈ цепляем сломавшийся снегоход к другому, вытаскиваем. Тут уж, как говорят, ╚надо следить за техническим состоянием машины╩, и тогда все будет нормально.
≈ Как ╚Буран╩ ведет себя на морозе?
≈ Завести его можно в любой мороз. Единственное, что может превратиться в проблему ≈ это загустевшая на морозе смазка ручного стартера. То есть на себя ты можешь вытянуть стартер без проблем, а вот обратно он будет ползти медленно, буквально по сантиметру. Иногда приходится обливать горячей водой карбюратор. Но это уже когда температура -400С. Чтобы не возникло проблем с карбюраторами, почти все знакомые владельцы ╚Буранов╩ врезали дополнительный ╚жигулевский╩ фильтр для бензина. Если стоянка продолжительная ≈ гусеницы примерзают, но отрывать их ото льда легко ≈ нужно просто покачать снегоход из стороны в сторону. Это даже в инструкции указано.
≈ Какие запчасти нужно обязательно брать с собой?
≈ Пружины, ремень вариатора ≈ то, без чего вообще никуда не уедешь, свечи и обязательно фонарь, чтобы можно было посветить в темное время суток ≈ день-то зимой совсем короткий.
≈ Экипировкой пользуешься?
≈ Никакой модной экипировкой ни я, ни мои друзья не пользуемся ≈ в тайге она попросту не нужна. Может, если ездить по льду Байкала, когда скорость снегохода достигает 80-90 километров в час, она и необходима, но мы можем прекрасно обходиться без нее.
≈ С японскими снегоходами приходилось сталкиваться?
≈ Нет, ни разу. Они, наверное, просто не доезжают до нас, ездят по Байкалу, по рекам, да возле туристических баз, недалеко от города. В тайгу не суются. Да и проходимости у них до нас добраться не хватит.
≈ Неужели не возникало желания купить что-нибудь поновее?
≈ Присматривался я к новым снегоходам ≈ к ╚Рыси╩, к ╚Тайге╩, но опять-таки ≈ у них две лыжи, а гусеница одна. В тайгу они не пойдут.

Под конец рассказа я попросил рассказать какую-нибудь экстремальную историю, в которую Владислав попадал на ╚Буране╩. Он пожал плечами.

≈ Да не было ничего такого. Один раз, правда, решил проскочить между двумя небольшими деревьями, не заметил, что на них висит упавшая лесина. В самый последний момент понял, что не впишусь между ними, но было уже поздно. Проехал, вклинился между деревьями, но как следует ╚тряхнул╩ оба дерева. Лесина упала мне прямо на голову острым сухим сучком. Спасла меховая шапка. Отделался сотрясением. Пришлось голову править.
В 92-м году Владислав купил ╚Буран╩ за цену кухонного гарнитура. Сейчас новый снегоход стоит больше 70000 рублей. Хорошо ╚поезженный╩ ≈ сорок тысяч. Замученный до основания ≈ около двадцати. А это значит, что маленький снежный танк пользуется спросом. Я не могу сказать, что японские или европейские снегоходы хуже ≈ упаси бог меня от такого кощунства. Просто они предназначены для развлечения. А эта лошадка нужна для работы. И, как видите, она полностью оправдывает свое предназначение.

Цены на снегоходы и запчасти к ним

Квадроциклы

Доп. информация

Одежда и аксессуары

Лодочные моторы, сани и прицепы